Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автомобиль служит экспертиза дорожных происшествий, которую по разному именуют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Интересно то, что ни одно из этих наименований не является правильным и научно-обоснованным наименованием.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила это уникальное наименование более 7 лет назад, основная масса практикующих судей, следователей, адвокатов, юристов по прежнему назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь только класс исследования, не уточняя точного вида экспертизы.

В результате столь абстрактного и общего обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике довольно часто появляются ситуации, когда в адрес какой-либо организации, где имеются бы как «автоэксперты» (оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы уголовного дела, где требуются знания эксперта по исследованию ДТП (полотна дороги, дорожной разметки, дорожных -транспортных происшествий).

В этих случаях возникает некрасивая ситуация, когда материалы возвращаются в судебные или следственные органы без исполнения, из-за чего сроки не выдерживаются по причине элементарной грамотности указанных выше участников судебного процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте ДТП: участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние проезжей части, обочин;

• состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) должного восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• определение значений коэффициентов и параметров, характеризующих движение транспорта и иных объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения транспорта и других участников по поверхности автомобильной дороги;

Выявление факторов, непосредственно связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению ДТП: отсутствие необходимых дорожных знаков, неверная разметка дороги, неправильное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги и иные негативные особенности дорожной обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставлять имеющиеся материалы административного, гражданского, уголовного дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также необходимо знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо глубокое изучение комплекса информации о происшествии.

Например, в ситуациях, где одним из важных фактором происшествия выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент ДТП.